Консультации по вопросам, связанным с запретом злоупотребления доминирующим положением

В силу положений статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим является положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких групп лиц на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Само доминирующее положение, как таковое, не является незаконным и не приводит к недобросовестности конкуренции. Лишь в том случае, когда организация злоупотребляет доминирующим положением - не допускает, ограничивает, устраняет конкуренцию и (или) ущемляет интересы других лиц, это приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

Запреты доминирующего положения, указанные в Законе о защите конкуренции, применяются непосредственно; не требует доказывания факт того, что управомоченное лицо (доминант), обладая конкретным субъективным правом, злоупотребило им, т.е. вышло за допустимые пределы осуществления права. При этом следует учитывать, что квалификацию злоупотребления правом осуществляет исключительно суд, а не антимонопольный орган.

Отметим, что при выявлении нарушения злоупотребления доминирующего положения, которое повлекло недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо оно было совершение субъектом естественной монополии штраф исчисляется исходя их размера выручки нарушителя, являются оборотными и могут достигать 15% от выручки хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Во избежание нарушения антимонопольного законодательства и в целях минимизации ответственности (штрафов) специалисты и Эксперты Института предлагают следующие услуги:

  • консультирование по порядку определения доли на рынках присутствия;
  • подготовку анализа рынков присутствия и определения положения на них (по методологии, установленной ФАС России для анализа состояния конкуренции на товарном рынке);
  • консультирование по порядку принятия торговых/коммерческих политик, их совершенствованию, а также услуги по их разработке;
  • представительство в ФАС по данной категории дел.
Связаться с нами