Разработка и внедрение комплаенса

В марте 2018г. Институтом завершен анализ антимонопольных рисков Компании (Компания – лидер одной из отраслей промышленности, капитализация более 1 млрд. долларов США). Анализ является первым этапом разрабатываемой Институтом системы антимонопольного комплаенса.

При выполнении данной работы были проанализированы направления деятельности Заказчика, определено основное направление деятельности Заказчика. В ходе экономического анализа основного направления деятельности Заказчика использованы авторские методы Института (методы бенчмаркинга и многопараметрического сравнения участников рынка). Кроме того, исследование проведено с использованием (в объемах, определяемых целями и задачами исследования) статистических и экспертно-аналитических методов, включая расчет индекса Гирфендаля-Гиршмана, а также оценку плотности конкуренции.

На основе проведенного исследования определен основной товарный рынок Заказчика в целях антимонопольного регулирования (выявления системных антимонопольных рисков для их последующей минимизации).

Также определены основные институты антимонопольного законодательства, применимых к деятельности Заказчика.

Для выявления и анализа антимонопольных рисков экспертами Института был применен риск-ориентированный подход. В настоящее время риск-ориентированный подход широко применяется в сфере коммерческого аудита и менеджмента, а также в государственном контроле и надзоре.

Сейчас большая часть государственных органов выстроила работу с учетом риск-ориентированного подхода. В том числе это связано с тем, что в 2016 году вступили в силу и положения ч. 8 ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» об использовании индикаторов риска нарушения обязательных требований.

Применение риск-ориентированного подхода может стать обязательным и в коммерческом секторе в результате принятия Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации во II чтении 12.01.2018 Проекта Федерального закона № 204628-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», которым расширяются полномочия Совета директоров акционерных обществ.  Согласно указанному законопроекту, статья 65 Закона об акционерных обществах дополняется нормой о том, что в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль.

Экспертами Института в ходе проведенного исследования было установлено, что Заказчик, вследствие целого ряда причин (специфика отрасли, занимаемая доля на рынке, разветвленная корпоративная структура, усиление государственного контроля в отрасли) в своей деятельности подвержен существенному риску нарушения требований антимонопольного законодательства.

Экспертами подготовлена карта антимонопольных рисков и предложения по минимизации и устранению антимонопольных рисков.

Так, в целях предупреждения и предотвращения нарушений антимонопольного законодательства, а также минимизации последствий возможных нарушений, рекомендовано включить в существующую систему комплаенс-контроля положений, направленных на предупреждение и предотвращение антимонопольных рисков. В том числе положений, касающихся:

  • интеграции культуры соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о закупках в существующую корпоративную культуру и этические нормы Заказчика;
  • организации системы выявления и оценки антимонопольных рисков;
  • организации антимонопольной комплаенс-системы;
  • организация работы с обращениями о возможных нарушениях антимонопольной комплаенс-системы;
  • организации проведения независимых корпоративных расследований нарушений антимонопольной комплаенс-системы;
  • организации системы стимулирования работников к соблюдению антимонопольной комплаенс-системы и повышения уровня компетенции.
Связаться с нами