Защита по делам о картелях в ФАС и в суде

Пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Картелем признается соглашение, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  • установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • сокращению или прекращению производства товаров;
  • отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Административная ответственность за картели установлена ст. 14.32 КоАП РФ, в частности, за сговоры на торгах налагается штраф, в среднем 30-35% от Начальной максимальной цены предмета торгов(контракта), на каждого из участников картеля (сговора). Например, если число участников картеля (сговора) на торгах 5, а начальная максимальная цена предмета торгов 1 млрд. рублей, то ответственность за картель - общая сумма штрафов на всех участников картеля, составит около1,5 млрд. рублей.

На сегодняшний день уже на государственном уровне установлено, что картели, особенно картели (сговоры) на торгах, широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе, имеющих стратегическое значение (распределение и добыча водных биологических ресурсов, поставка медикаментов и продуктов питания, строительство, IT-сфера). Соглашения между конкурентами крайне опасны для экономики. Поэтому в настоящее время картельный сговор (картель) - единственное антимонопольное нарушение, за которое предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ). Причем данное преступление отнесено к категории тяжких (ч.ч.2,3).

В целях обеспечения неотвратимости уголовного наказания за нарушение антимонопольного законодательства ФАС России активно взаимодействует с правоохранительными органами, в том числе, имеющими право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, что позволяет выявлять и фиксировать картели (сговоры на торгах) «силовыми», «уголовно-процессуальными» методами.

В целях усиления ответственности за картельные сговоры ФАС России разработала проекты Федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Среди самых значимых проектируемых нововведений:

  • ужесточается уголовная ответственность за заключение картеля, устанавливается уголовная ответственность за данное деяние, совершенное организованной группой, а также лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа в коммерческой или иной организации, а также лицом, распоряжающимся более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
  • предлагается ввести конфискацию имущества за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, если это деяние причинило крупный ущерб;
  • расширяются процессуальные полномочия ФАС России при расследовании картелей за счет получения материалов оперативно-розыскной деятельности;
  • увеличиваются сроки давности по привлечению к ответственности за нарушение запрета по заключению антиконкурентных соглашений с 3 до 5 лет, а за нарушения, предусматривающие уголовную ответственности, срок давности увеличивается до 10 лет.

Данные обстоятельства обуславливают специфику и сложность защиты по делам о картелях. Поэтому квалифицированная юридическая защита по делам о картелях, обеспечивающая гарантию законных прав и интересов, лиц, подозреваемых в картеле, минимизирующая финансовые риски Компаний и личностные риски акционеров и должностных лиц Компаний, требует от юристов/представителей экспертных знаний не только антимонопольного законодательства, но и качественных экономических знаний, знаний и понимания уголовного права, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, законодательства об административных правонарушениях, и, несомненно, практического опыта работы.

Эксперты Института обладают необходимыми знаниями и опытом, которые позволяют осуществить грамотную защиту по картелям (сговорам на торгах), доказать невиновность «подозреваемых», минимизировать ответственность (штрафы) за картель: штрафы для Компании, уголовно-правовую ответственность для должностных лиц и акционеров Компаний.

В случае, если к Вам, Вашей компании есть претензии со стороны правоохранительных органов, органов ФАС, наши специалисты обеспечат полное комплексное сопровождение (защиту) по делам о картелях на всех стадиях разбирательства, включая защиту по картелям в ФАС, Арбитражном суде, правоохранительных органах.

Между тем, проблему всегда проще предотвратить, чем преодолевать в последующем. Поэтому рекомендуем даже при отсутствии претензий государственных органов, воспользоваться услугами: разработка антимонопольного комплаенса, ретроспективный анализ закупочной деятельности, чтобы не допустить совершения правонарушения, либо заблаговременно минимизировать риски привлечения к ответственности за картель (сговор на торгах).

Связаться с нами